КОСМИЧЕСКИЙ ШТРАФ

Все мы, к сожалению, уже привыкли, что законодательство в России развивается порой не просто быстрыми темпами, а более того - существенно обгоняя изумленную реальность. Например, транспортная отрасль и отечественный центр инноваций - система ГЛОНАСС. С начала 2014 года в действие вступило несколько приказов Минтранса, требующих от перевозчиков обязательного оснащения транспорта системами ГЛОНАСС-мониторинга, находящимися в лучшем случае в стадии тестирования. При этом проблемами самих перевозчиков практически не интересуются, а за неисполнение вводимых норм уже предусмотрены немалые штрафы.

Основные сложности специалисты связывают с двумя приказами Минтранса, регламентирующими порядок установки и требования к аппаратуре спутниковой навигации, установленной на транспорт, использующийся при перевозке опасных грузов и коммерческих перевозках пассажиров.

Приказ №20 "Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств, находящихся в эксплуатации, включая специальные транспортные средства, категории M, используемых для коммерческих перевозок пассажиров, и категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS" требует, в частности, чтобы к 1 января 2014 года все транспортные средства, занятые коммерческими перевозками, были оснащены системой ГЛОНАСС-мониторинга, имеющей функции связи с системой ЭРА ГЛОНАСС. А приказ №285 и приложения к нему определяют требования к этому оборудованию.

Между тем с рекомендуемым оборудованием есть существенные проблемы. Например, согласно приказу №285, требуется, чтобы терминал мог работать в сетях UMTS-900 и UMTS-2000, то есть 3G. Однако терминалов, в которые интегрированы 3G-модули, сегодня очень немного, а используемые большинством производителей GSM/GPRS-модемы новым требованиям не соответствуют. При этом модульность большинства навигационных терминалов довольно условна, а заменить модем если и можно, то только на производстве. В результате страдают в первую очередь самые лояльные пользователи ГЛОНАСС - те, кто установил систему мониторинга одним из первых и сейчас вынужден в срочном порядке менять оборудование.

А проверки транспорта Управлением государственного автодорожного надзора уже идут, и постановления о привлечении к ответственности выносятся. При этом штраф за "осуществление перевозки пассажиров, опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов на транспортном средстве, не оборудованном аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS" составляет от 2,5 тыс. рублей для водителей до 50 тыс. рублей для перевозчиков.

Остается только радоваться, что пока проверяется только наличие у навигационного терминала 3G-модема, а, например, не SIM-карты системы ЭРА ГЛОНАСС, которая также требуется, согласно приказу №20, но если и существует в серийном исполнении, то большинству производителей навигационных терминалов и перевозчиков недоступна. Однако никто не застрахован от того, что проверки начнут проводить в точном соответствии с буквой закона еще до того, как SIM-карты ЭРА ГЛОНАСС появятся на рынке.

Схожая ситуация и с новыми требованиями к тахографам. Приказы Минтранса РФ №273 "Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами" и №36 "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства" требуют, чтобы используемые после 11 марта 2014 года тахографы были оснащены приемниками ГЛОНАСС и GPS, а данные хранились бы в памяти, защищенной системой криптографической защиты информации (СКЗИ), аналогично тому, как это происходит сейчас с кассовыми аппаратами. Но большинство производимых и установленных на сегодня тахографов не соответствуют этим требованиям, и перевозчики вынуждены в срочном порядке производить их замену. При этом с 1 апреля 2014 года штраф за установку тахографа, не соответствующего требованиям, составит от 3 тыс. рублей для водителей до 10 тыс. рублей для самого перевозчика.

При этом не обязательно, что те, кто в соответствии с законом установит тахографы нового образца, окажутся в выигрыше.Федеральная антимонопольная служба (ФАС) еще в прошлом году возбудила в отношении Минтранса дело об ограничении конкуренции в связи с требованиями к тахографам, содержащимися в приказе №36, а в январе этого года вынесла по нему решение, признав ведомство нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

ФАС выдала Минтрансу предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем исключения из текста приказа требований, ограничивающих эксплуатацию на территории Российской Федерации автотранспортных средств, оборудованных тахографами в соответствии с требованиями Европейского соглашения о работе экипажей транспортных средств (ЕСТР), которому соответствует большинство существующих сегодня тахографов.

Однако совершенно необязательно, что Минтранс, в свою очередь, исполнит требования антимонопольщиков. Ведомство имеет возможность оспорить эти требования в суде или внести в текст приказа новые изменения, ограничив использование старых тахографов зарубежными перевозчиками. Пока же и производители, и перевозчики замерли в ожидании, чья возьмет и как же все-таки будут выглядеть уже практически вступившие в действие нормативные акты. Но определенно можно сказать, что все эти действия вносят сумятицу на рынок систем мониторинга транспорта и не добавляют перевозчикам любви к отечественным инновациям.

 

по материалам Федеральной антимонопольной службы

вернуться в раздел «Новости»