ГЛОНАСС в период с 11 по 20 июля 2009 года

Официально
11 июля 2009 г. премьер-министр РФ В. В. Путин подписал постановление № 549 о создании федерального сетевого оператора в сфере навигации. Оператор будет создан на базе Федерального космического агентства «в целях обеспечения единства технологического управления в сфере навигационной деятельности и оказания услуг в указанной сфере для федеральных государственных и иных нужд» на основе глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС.
Кроме того, в задачи оператора входит интеграция системы ГЛОНАСС с зарубежными спутниковыми навигационными системами.
Оператор будет заниматься разработкой аппаратно-программных средств сбора, обработки и представления информации со спутниковых навигационных систем для оперативных служб экстренного реагирования и участием во внедрении указанных средств. Помимо этого оператор будет участвовать в осуществлении мониторинга навигационных полей глобальных навигационных спутниковых систем и обеспечении потребителей данными о состоянии указанных полей, функциональных дополнений спутниковых навигационных систем.
Новая структура будет проводить экспертную оценку используемых и перспективных навигационных технологий системы ГЛОНАСС и других глобальных спутниковых навигационных систем, принимать участие в системной интеграции научно-исследовательских и производственных ресурсов для создания конкурентоспособных продуктов, сервисов и услуг с использованием глобальных навигационных спутниковых систем и их внедрение в различные сферы экономики страны и на мировом рынке.
   
АФК «Система» получила 51% акций ОАО «Навигационно-информационные системы» (НИС), которое будет заниматься «разработкой, внедрением, сервисным и информационным обслуживанием технических и аппаратно-программных средств» для работы со спутниковой системой навигации ГЛОНАСС, сообщили 15 июля электронные СМИ. НИС также будет производить цифровые карты РФ, которые могут продаваться другим провайдерам навигационных систем, построенных на использовании конкурирующих технологий как, например, GPS. 49% НИС останется в собственности госструктур.
   
11 июля вице-президент ОАО «Российские железные дороги» Б. Лапидус сообщил, что железнодорожники намерены пустить по БАМу поезда повышенной массы и внедрить систему ГЛОНАСС. БАМ должен принять на себя пропуск тяжеловесных поездов, оставив Транссибу пассажирские и контейнерные перевозки.
   
17 июля вице-премьер С. Иванов ознакомился с практическим применением в Татарстане систем навигации на базе ГЛОНАСС в Региональном центре космических услуг. А в инновационно-производственном технопарке "Идея" ему представили автомобили экстренных служб, оснащенные приемниками спутниковой навигации.
Со своей стороны, вице-премьер заявил, что нарушения правил дорожного движения и ДТП в России должны в будущем регистрироваться с помощью системы ГЛОНАСС. Он отметил, что сейчас в Минтрансе готовится закон, обязывающий все госслужбы оборудовать свой транспорт, в т. ч. дорожную технику, навигационными системами ГЛОНАСС. «В Федеральной целевой программе ГЛОНАСС не предусмотрено расходов на оборудование автомобилей, которые используются для государственных нужд, аппаратурой ГЛОНАСС. Однако некоторые министерства увидели пользу от этого и стали закупать оборудование самостоятельно», - отметил Иванов. Он подчеркнул, что в Татарстане, где ГЛОНАСС широко используется, экономия на ГСМ для государственных транспортных средств составила 200 тыс. руб., в т. ч. сократились расходы на техобслуживание (10%), оптимизировалась работа диспетчеров.
Вице-премьер указал и на возможность использования ГЛОНАСС в экологических целях и заявил о необходимости ужесточения наказания за несанкционированные свалки мусора. По его словам, «чем быстрее будут выявляться случаи несанкционированного загрязнения, чем жестче будут наказания, тем быстрее это прекратится».
   
Новости участников рынка
14 июля стартовала экспедиция «Государева Бабиновская дорога», информационно-навигационную поддержку которой оказывает компания «М2М телематика», сообщил 16 июля портал GPS-Клуб. Мероприятие, организованное внедорожным клубом «ПАТРИОТ 4х4», позволит участникам автопробега совершить путь, по которому в XII – XVIII веке шло освоение Прикамья, Урала и Сибири.
Машины экспедиции «УАЗ Патриот» оснащены абонентскими терминалами компании «М2М телематика».

15 июля главный конструктор "АвтоВАЗа" Е. Шмелев в рамках своего выступления в Совете Федерации заявил, что волжский автогигант к 2010 г. начнет выпуск автомобилей Lada Priora и Lada Kalina, которые в качестве дополнительного оборудования смогут оснащаться навигационными системами ГЛОНАСС. По словам Шмелева, это только первый этап. Для перспективного семейства Lada-2116 (автомобиль класса "С") будет разработан "продвинутый" вариант навигатора, который сможет информировать службы спасения о произошедшей аварии и передавать координаты места ДТП.
   
Новости технологий
Космические технологии всё активнее вводятся в различные отрасли хозяйства, включая рыболовецкую, сообщила 11 июля телепрограмма «Вести». «Мы сегодня работаем с французской системой АРГОС. Нас это, естественно, не устраивает, поэтому мы заключили соглашение с Роскосмосом, что уже с 2009 года на наших кораблях появятся терминалы ГЛОНАСС», - сообщил А. Крайний, руководитель Федерального агентства по рыболовству.
К концу года устойчивый прием сигнала ГЛОНАСС будет доступен всем флотилиям. Ежегодно Росрыболовство на получение информации с зарубежных навигационных спутников выделяет почти 50 млн. руб., которые можно было бы использовать и в России.
   
Новости регионов
13 июля стало известно, что общественный транспорт в Барнауле (Алтайский край) до 2010 г. планируется оснастить бортовыми навигационными блоками, работающими в системе ГЛОНАСС/GPS. Сегодня эта аппаратура установлена на 300 из 478 городских автобусов. Стоимость одного комплекта (для единицы транспорта) - 16 тыс. руб., установка обходится в 1,5 тыс. руб. Автоматизированная система позволяет следить по карте края за движением автобусов, осуществляющих пассажирские перевозки. Она фиксирует все случаи превышения скорости, остановки, аварии, поломки. Система оснащена двусторонней связью, благодаря которой диспетчер и водитель могут в любое время связаться друг с другом.
   
16 июля стало известно, что в рамках постановления Правительства РФ «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS» на якутских предприятиях организованы центры спутникового мониторинга транспорта «Якутскэнерго», «Якутдорстрой», «Якутская городская транспортная компания», Строительное управление № 888 и других. Кроме того, аналогичный центр мониторинга общественного транспорта функционирует в столице северной республики - Якутске.
   
Разработчик решений и многофункционального оборудования на базе ГЛОНАСС – компания «М2М телематика» - открыл в Республике Коми региональный диспетчерский центр «М2М Телематика Коми», сообщил 17 июля портал spbIT.ru. На базе центра будут предоставляться телематические услуги местным коммерческим и муниципальным организациям в сфере мониторинга автотранспортных средств.
   
Мнения, комментарии, предложения
15 июля СМИ и эксперты рынка давали свои прогнозы по развитию рынка телекоммуникационных услуг в свете принятого Правительством РФ постановления о создании федерального оператора в сфере навигационных услуг на базе «Навигационно-информационных систем» (НИС).
Так, в пресс-службе АФК «Система» сообщили, что НИС должна определить единые правила, нормы и требования для разработчиков и производителей ГЛОНАСС-решений, а также в перспективе оказывать услуги спутниковой навигации массовому потребителю. В числе основных продуктов и услуг НИС – построение федеральной системы мониторинга и управления транспортом, предоставление потребителям цифровых навигационных карт, мониторинг навигационного поля на территории России, услуги по поставке пользовательских устройств. Одной из функций НИС является также объединение других операторов - региональных и ведомственных - в единую сеть.
Как известно, другие участники рынка - компании «ИТС-Софт», «Русские навигационные технологии», «М2М Телематика» и «Бизнес Навигатор», вошедшие в ассоциацию «ГЛОНАСС/ГНСС-форум», - намерены были принять участие в разработке нормативной базы в сфере ГЛОНАСС. Компании также предлагали ввести статус федеральных операторов телематических услуг для каждой из компаний - участниц ассоциации.
Однако 14 июля президент «ГЛОНАСС/ГНСС-форума» В. Климов сообщил, что на статус федеральных операторов компании больше не претендуют. «Стало понятно, что статус федерального оператора может иметь только одна компания, которая является связным между остальными операторами и государством. Федеральный оператор возьмет на себя функции «диспетчера» и будет отвечать за создание банка геокартографии и других систем, создание стандартов работы, тогда как другие компании смогут заниматься непосредственно коммерциализацией», - уверен Климов.
По мнению гендиректора компании «ИТС-Софт» В. Мальченко, для развития ГЛОНАСС в России федеральный оператор был необходим. «Очевидно, что этим должна заниматься одна компания, имеющая связи с оперативными службами и технологические возможности для создания стандартизированного центра управления ГЛОНАСС».
По мнению представителя ИК «Финам» В. Кочеткова, коммерциализация ГЛОНАСС начнется в ближайшие годы. «Производители ГЛОНАСС-оборудования смогут рассчитывать на солидную долю в корпоративном секторе - до 30% в течение 3-5 лет», - убеждал Кочетков.

16 июля газета «Московская перспектива» в рамках обсуждаемой концепции создания единого геоинформационного пространства столицы организовала на своих страницах дискуссию.
Так, архитектор Москвы А. Кузьмин подчеркнул необходимость создания трехмерной модели города. Он отметил, что первый опыт применения системы ГЛОНАСС в градостроительстве столицы уже показал хорошие результаты. С помощью спутниковой системы выстроена геодезическая сеть города, созданы трехмерное изображение застройки «Москва-Сити», модели «Большого Сити» и рельефа территории ЦАО. Главное достоинство навигационных технологий - возможность иметь своевременную достоверную информацию об изменениях на любом участке городской земли (оползни, подвижки и проседание грунта, разрушение дорог и транспортных магистралей), в конструкциях наземных зданий и сооружений. А оперативная информация позволит предупредить и исключить аварийные ситуации, нарушения экологии городской среды, повысить безопасность горожан.
«С помощью сигналов ГЛОНАСС мы воспринимаем местность уже со всеми домами, деревьями, движущимся транспортом. Видим каждый балкон дома, видим лес таким, каким он есть на самом деле, с его структурой, а не как на карте, - отметил эксперт Е. Еременко, комментируя сделанную с помощью спутников в трехмерном изображении панораму г. Протвино. - Фактически это выплеск возможностей Интернета в реальное географическое пространство. Теперь мы можем обеспечить единство и прозрачность всей высокоточной информации в масштабах страны без потери детальности и без отрыва от общего географического контекста. Еще одна особенность такой информации - она на четыре-пять порядков дешевле составления карты».

Информационно-аналитический центр
департамента маркетинга
группы компаний «ГЛОНАСС-Навигатор»

вернуться в раздел «Новости»